Воспитатель : Бужинская Т.В.
Цель: ознакомление родителей с особенностями развития мыслительных операций у старших дошкольников
Задачи:
- рассказать родителям об особенностях развития мыслительных операций у старших дошкольников
- сформировать желание к развитию мыслительных операций у дошкольников в семье
В дошкольном возрасте каждый ребенок мыслит. Мышление является интересным, познавательно – творческим процессом, но, тем не менее, это огромный умственный труд. Мышление помогает дошкольнику познать окружающий мир, мир предметов и явлений. Очень часто взрослые сталкиваются с огромным количеством детских вопросов: «Почему листья желтые осенью?», «Откуда берутся облака на небе?», «Почему зимой идет снег?» Отвечая на эти интересные вопросы, взрослый может помочь дошкольнику не только найти сразу верный ответ, а поразмышлять, основываясь на собственном опыте или на познаниях окружающего мира (слайд 1)
Процесс мышления у дошкольника начинается с удивления. Однако само мышление носит целенаправленный характер. В самом начале дошкольник сталкивается с проблемной ситуацией и всегда задает взрослому вопрос: «Почему летом есть листья на дереве, а зимой все деревья без листьев?» Взрослый может не только дать ответ на этот вопрос, но и показать путь решения этого вопроса, используя такие операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификацию.
В результате дошкольник не только научится находить взаимосвязи в природе, которая его окружает.
Рассмотрим отличительные особенности каждой мыслительной операции (слайд 2)
Анализ представляет собой мысленное разложение целого предмета или объекта на несколько частей, выделение из целого объекта или предмета его признаков, отношений.
Синтез наоборот предполагает мысленно соединить или объединить все части объекта, его свойства или явления в единое целое.
Сравнение помогает установить сходство или различие между объектами, явлениями по различным признакам.
Обобщение наоборот позволяет объединить различные объекты, явления или предметы по каким – либо общим признакам.
Абстракция представляет собой вычленение различных сторон явления или объекта при отвлечении от всех остальных.
Также у дошкольника мышление часто происходит на уровне практической деятельности, в развивающих играх и упражнениях.
Самыми первыми предпосылками развития мыслительных операций является манипулирование с предметами у детей первого года жизни.Ребенок в раннем детстве активно изучает окружающий мир, передвигается, взаимодействует с игрушками, предметами, при этом он изучает их свойства, признаки, материалы и все это вызывает яркие и положительные эмоции познания.
Ребенок с помощью практической деятельности может выделять признаки игрушек или предметов, все это приводит к развитию наглядно – действенного мышления. В раннем возрасте ребенок уже может проанализировать признаки предметов и сравнить один предмет с другим по различным признакам.
Наглядно – действенное мышление в раннем детстве имеет практическую направленность, обладает отвлеченностью и обобщенностью, способствуя развитию речевого мышления.
Ребенок может сам выполнить последовательность действий с игрушкою (нанизать кольца на пирамидку), при этом получая результат. Таким образом, развиваются предпосылки наглядно – образного мышления, способствуя большему решению практических задач и упражнений с предметами.
В возрасте до трех лет у ребенка развиваются самые простые мыслительные операции: сходство и различие предметов по цвету, величине и форме. Ребенок рассматривает и анализирует предметы, получая при этом эмоции радости. При ознакомлении со свойствами и названиями предметов или объектов ребенок начинает обобщать (слайд 3)
У старших дошкольников мышление полностью основано на представлениях об объектах, явлениях. Сейчас дошкольник уже может подумать о том объекте или явлении, которого сейчас нет (например, снега), но о котором он помнит из своего практического опыта. Дошкольник может использовать оречевление объектов или явлений, что способствует расширению его познания окружающей природы.
Теперь ребенок может самостоятельно и оригинально решать различные задачи и упражения, объединяя признаки и свойства явлений или предметов. От обобщения дошкольник переходит к классификации предметов или явлений, соотнося предмет или явление с определенной группой, основываясь на его характерных признаках (слайд 4)
Все это способствует развитию понятий «обобщающие слова», которые систематизируют познания дошкольника о мире объектов и явлений окружающего мира
Таким образом, при познании окружающего мира дошкольник владеет мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация (слайд 5)
Все эти мыслительные операции являются компонентами мышления у старшего дошкольника и активно развиваются в разнообразных развивающих дидактических играх. |