«Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.»
В. А. Сухомлинский.
Одной из основных проблем, встречающейся у большинства современных детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно - мышление и речь.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи, работа пальцами способствует развитию речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Многие родители, сетуя на то, что слишком заняты, устали покупают детям дорогие развивающие игрушки. Чаще всего такие игрушки выполняют какую-то одну функцию — развивают логическое мышление или мелкую моторику, творческое или сенсорное восприятие. Многие мамы и не задумываются, что у них дома есть отличная развивающая игрушка для малыша – обычные счетные палочки. Игры со счетными палочками способствуют формированию у ребенка пространственно-образного мышления, развивают глазомер, что позволяет ребенку научиться правильно рассчитывать длины и расстояния. Эти навыки пригодятся, когда ребенок будет изучать антонимы: далеко-близко, учиться писать: короткая-длинная черта и т. д. Также эти игры формируют умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. Кроме того, способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу, стимулируют речевую активность детей. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком. Действия с палочками должны идти от простых заданий к сложным. Маленький ребёнок в возрасте трех лет сможет выполнить только простые задания. Если взрослому ребёнку мы даём какой-то образец, то с маленьким ребёнком мы должны всё делать вместе.
Вначале вы выкладываете фигуру какого-то предмета самостоятельно, а затем просите повторить это сделать малыша. Например, выкладываем «елочку», чтобы заинтересовать малыша перед этим прочитаем стишок о елочке и сделаем пальчиковую гимнастику.
Елочка.
Елочка зеленая выросла в лесу.
Елочку на праздник я домой несу.
Лодка.
Лодка у берега речки стоит,
С лодки рыбак рыбу удит.
Кроватка.
Поставим в спальню мы кроватку
И спать мы будем сладко- сладко.
Санки.
Санки зимой с горок летят,
В санках ребята хохочут, визжат.
Квадрат.
Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.
Треугольник.
У треугольника три
стороны,
И могут быть они
разной длины
Для детей постарше можно предложить сделать домик с окошками, дверями и трубой, или выложить ракету, звезду, смешную рожицу. К пяти годам ребёнок уже может выполнять упражнения не вместе с мамой, а самостоятельно, либо по образцу. Усложнить задание можно, предложив ребёнку к выложенному образцу сделать его зеркальное отражение, сделать такую же поделку, но перевернув её вверх ногами. Главное, работая с палочками, придерживаться обязательного принципа: сначала ребёнок делает что-то с вами, а потом по вашему образцу или по памяти.
|