«Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму» (китайская пословица) Родители и педагоги – это две мощные силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько взаимопонимание, взаимодополнение детского сада и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения. Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. Выбор форм совместной деятельности, обусловленный, в первую очередь, психологическими особенностями дошкольного возраста, ведущим видом деятельности, будет зависеть от интересов и предпочтений воспитанников детского сада, от профессиональной компетентности воспитателей и специалистов дошкольного образования, от заинтересованности и включенности родителей в совместную деятельность. Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. Проектная деятельность отвечает всем современным тенденциям в образовании. Данный вид деятельности направлен на актуальную проблему саморазвития дошкольника. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка. Использование в работе с детьми дошкольного возраста проектной деятельности способствует повышению самооценки ребёнка, позволяет ощутить себя значимым в группе сверстников, видеть свой вклад в общее дело, радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. У детей развивается творческое мышление, они учатся находить разными способами информацию об интересующих предметах и явлениях. Ранний опыт создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, делать умозаключения. А также, что немаловажно делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей. Педагоги в детском саду давно и успешно внедряют метод проекта в работу с детьми. Ведь в ходе реализации проекта развивается познавательная активность ребёнка, любознательность, интерес к окружающему. В ходе решения проблемы малыш учится самостоятельно находить решения, добывать информацию, познаёт радость открытия нового знания и делится им с другими детьми. А могут ли родители создавать проекты со своими детьми? Как родителям, не имеющим педагогического образования можно создать совместный проект со своим ребёнком? И нужно ли? Без сомнения – нужно!!! Ведь какая бы замечательная работа не велась в детском саду, какими бы замечательными не были педагоги, воспитывается ребёнок всё-таки в семье. Совместная деятельность родителей и ребёнка способствует их сближению, появлению общих интересов, взаимопониманию. Так с чего же следует начать проект со своим ребёнком дома? А начать можно с простого разговора. Грамотные родители стараются, как можно чаще разговаривать со своими детьми. Ведь именно из разговора со своим ребёнком мы можем узнать, что его волнует, что радует, его интересы, затруднения в понимании процессов и явлений окружающей жизни. Из разговора с ребёнком можно выявить массу тем для будущего проекта: «Почему идёт дождик?», «Из чего делают машины?», «Почему медведь зимой спит?», «У всех ли деревьев листья распускаются одинаково?», «Откуда берётся радуга?»… Список можно продолжать бесконечно. Узнали, что интересно вашему ребёнку, теперь нужно понять, что ребёнок знает, чего не знает и что хочет узнать о предмете или явлении окружающей жизни. Следующим шагом будет определение источников информации. И не забывайте, очень важно не давать детям готовых ответов. Пускай ребёнок сам определит область поиска. Вы же в этот момент выступаете на правах партнёра, советчика, и ненавязчиво помогаете ребёнку справиться с возникшими затруднениями: «Это ты хорошо придумал посмотреть в книге, а как ты думаешь, сможем мы найти ответ на вопрос в Интернете? А не хотел бы ты проверить на деле (с помощью опыта) правильно мы думаем или нет?». С этого момента начинается самое интересное – непосредственная реализация проекта – вы вместе со своим ребёнком пытаетесь найти нужную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете. Опрашиваете всех, кого можно, по интересующему вас вопросу. Пробуете опытным путём подтвердить или опровергнуть имеющуюся гипотезу. Рисуете, изучаете, наблюдаете, склеиваете и разбираете на части – всё, что поможет вам решить проблему, утолить жажду знания и насладиться волшебством открытия. При этом не забывайте всё документально фиксировать – фото и видео съёмками, зарисовками. Всё узнали, всё выяснили, получили массу приятных эмоций от общего дела, в ходе проекта возникли новые вопросы, и вы стоите на пути решения новой проблемы, нового проекта. В этот момент важно не забыть подвести итоги всей проведённой работы. Это может быть участие в конкурсах разного уровня – от городских до Всероссийских. А может быть презентация для детей в дошкольном учреждении, которое посещает ваш ребёнок. Это не просто рассказ, а рассказ, подтверждённый документально фотографиями, видео — фильмами, продуктами деятельности. Пускай малыш сам с гордостью расскажет о своих достижениях, о том, какие преграды приходилось преодолевать на пути к знанию. Восхищенье сверстников, вопросы, интерес в их глазах станут лучшей наградой для вашего ребёнка. Хочется верить, что эти советы помогут вам организовать интересные проекты, а общение и совместная деятельность принесут вам и вашему ребенку массу положительных эмоций. Уважаемые родители, включайтесь в проектную деятельность!!! Это очень интересно и важно для вашего ребенка. Проявляйте активность, и ваш ребенок будет активным и успешным не только в детском саду, но и в дальнейшей жизни! Желаем Вам успехов! Ждём Ваши проекты!
|