Игру как один из феноменов человеческого бытия не раз пытались осмыслить представители самых различных научных школ. Феномен игры представлял интерес для исследования, прежде всего, в таких аспектах, как соотношение игры и искусства, роль игровой деятельности в процессе воспитания и социализации личности, соотношение игры и культуры вообще.
Характер и содержание развития современной игровой культуры демонстрирует устойчивую тенденцию утраты ею этнического своеобразия. Народные игры практически «ушли» из игровой культуры, освободив тем самым пространство, которое мгновенно заполнилось «суррогатом» игрового бизнеса - шоу, азартными играми, состязаниями на грани дозволенного и недозволенного. Большинство этих «игр» откровенно чужды русской культуре. В современном «водовороте» культур наблюдается процесс ассимиляции зарубежной игровой культуры, в которой ребенку очень трудно разобраться, обрести собственную индивидуальность и определить жизненные приоритеты.
Проблематика игры приобретает особое звучание в современности, когда основными ценностями, определяющими ориентиры существования, выступают главным образом те, которые связаны с материальной стороной жизнеобеспечения, прагматизмом и рациональностью, поиском выгоды и манипуляцией, стремлением к минимизации жизненных рисков и защите от сильных чувств, эмоций и переживаний, способных вызвать душевную боль и страдание. Человек все больше оказывается во власти стандарта потребления, рассматривая другого с точки зрения возможности удовлетворения необходимых потребностей, преимущественно примитивного уровня.
В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. На данном этапе изменилась сама суть игры: она стала не весёлой, агрессивной, индивидуалистичной, что привело к обеднению внутреннего мира ребенка, ограничило возможности его самовыражения и развития.
Многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного поколения к другому оказалась прервана, это привело к кризису игровой культуры в целом.
Игра - это важнейший элемент гармоничного развития ребенка-дошкольника и поэтому рассматривается, как главное средство воспитания. В широкой практике детского сада используется целый ряд игр: дидактические, ролевые, строительные, игры с пением и наконец - подвижные. Подвижные игры – самый доступный и наиболее эффективный метод воздействия на ребенка, результатом которого станет активный процесс познания и овладения новыми навыками. Подвижные игры – такие игры, все участники которых, обязательно вовлекаются в двигательные действия. Как правило, двигательные действия содержат в себе сюжет и правила, а также и в процессе игры, достигаемую цель, которую воспитатель ставит перед воспитанниками. Играя на свежем воздухе, на свежем воздухе у дошкольника вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляются мышечный тонус. Преодоление препятствий делает дошкольника подвижнее, сильнее, и выносливее.
Именно поэтому в режим дня детского сада обязательно включена дневная и вечерняя прогулка. Общая ее продолжительность должна составлять не меньше 4 часов в день. Для оздоровительного эффекта в летний период, режим дня предусматривает максимальное пребывание детей на свежем воздухе, с перерывами на принятие пищи и дневной сон. Зимние прогулки для детей до 4-х лет проводятся при температуре до -15°С, Время выхода на улицу каждой возрастной группы обусловлено режимом воспитательно-образовательной работы. Запрещается гулять при силе ветра более 15 м/с.
Игрушки, материал для игр и занятий на свежем воздухе дети выносят сами. Чтобы мотивировать дошкольника гулять, воспитатель продумывает содержание прогулки, старается вызвать заинтересованность с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься на улице.
Структура прогулки:
Наблюдение( в зависимости от темы прогулки)
Подвижные игры: игры высокой активности, несколько игр малой и средней активности, игры на выбор детей, дидактические игры.
Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
Труд детей на участке (сбор игрушек после прогулки)
Самостоятельная игровая деятельность.
Структурные компоненты могут варьироваться в зависимости от вида предшествующего занятия. Если утром проводилось физкультурное занятие, то на прогулке можно ограничиться игровыми упражнениями. В летнее время, когда дети по собственной инициативе много и с удовольствием двигаются, планируется по одной подвижной игре во время утренней и вечерней прогулок. Зимой, чтобы создать у детей бодрое настроение, пребывание на свежем воздухе желательно начинать с организованной подвижной игры. Завершать прогулку может вторая подвижная игра. Быстрая утомляемость, в каждой из предлагаемых игр компенсируется сменой действий; предусматривается чередование их с кратковременным отдыхом Каждый из компонентов длится от 7 до 15 минут и происходит на фоне самостоятельной активности.
Подвижные игры на прогулке занимают ведущее место среди всех ее компонентов.
Поскольку они развивают основные движения, снимают физическое и эмоциональное напряжение. Вариативность подвижных игр обуславливается временем года, погодой, температурой воздуха. В холодную погоду лучше начинать прогулку с игр, которые требуют высокой активности. Это игры связанные с бегом, прыжками и метанием. Такая активность помогает лучше переносить холод. Во время сырости, целесообразнее организовывать малоподвижные игры, не требующего большого пространства. Прыжки, бег и метание, игры на равновесие следует проводить в теплые –весенние, летние дни или же теплой осенью. Игры с использованием предметов –бессюжетные народные, а именно кольцебросы, кегли также имеют широкое распространение в своем использовании во время прогулок. Подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке в младшей группе длятся не более 6-10- мин. В младшей группе целесообразнее проводить игры с текстовым наполнением- подражательного характера. С помощью них дети учатся соотносить речевые обращение и двигательные операции, а это хорошо развивает аналитико-синтетический аппарат маленького дошкольника. Для проведение подвижной игры необходима предварительная подготовка: должно быть намечено место проведения, отбирается дополнительный материал, атрибуты игры..
Ходьба или постепенное снижение физической нагрузки заканчивают подвижную игру. Следует обратить пристальное внимание на малоподвижных и малоинициативных детей Игры с высокой интенсивностью не проводятся в конце утренней прогулки- перед дневным сном- это может отрицательно сказаться на качестве дневного отдыха. В подвижных играх для ребят средней группы активность и успешность выполнения задания зависят от самооценки. Ребята со средней физическим развитием, но с высокой самооценкой чувствуют себя намного увереннее и смелее, чем те, кто при прочих равных возможностях, занижает собственную самооценку. Поэтому педагог должен грамотно суметь распределить роли.
|